Классический энганче и классическое Динамо
Уживутся ли классический аргентинский энганче Факундо Бертольо и киевское Динамо, столь болезненно и бережно чтящее свои традиции и конспекты Лобановского?
Почему-то принято считать, что Динамо – это, прежде всего, технические обрубки, работоспособные пахари, и киевской футбольной школе чуждо понятие технической комбинационной игры в центре поля. Это далеко не так. Даже не углубляясь в довоенную историю, можем уверенно сказать, что Динамо всегда было одним из оплотов союзной школы диспетчеров и мастеров организации атаки. Ведь Сабо, Биба, Лобановский с Базилевичем были талантливейшими творческими игроками, умеющими многое и не очень-то жаждущими пахать на оборону. Именно поэтому пара будущих великих киевских тренеров была крепко не в фаворе у Маслова, ставившего для игроков команды те задачи отбора и прессинга, которые позже будет ставить и сам Лобановский.
О киевской полузащите можно сказать даже больше – в промежутке 70-80-х годов техничные Веремеев, Буряк, Заваров и иже с ними, пожалуй, максимально приближались к роли того самого латиноамериканского энганче, который теперь впервые пожаловал в Украину.
Еще до последнего возвращения Лобановского в Украину, в средине 90-х, оплотом комбинационной игры динамовцев Киева был Юрий Калитвинцев, сочетаювший в себе те игровые черты, которые, как мне кажется, позволили бы ему считаться своим в Латинской Америке. Достаточно техничный, с отменным пасом, он добавлял игре Динамо ту долю креатива, которая позволяла скоростной команде не теряться в атаке и максимально дорожить мячом. Как видим, после возврата ВВЛ из Азии Калитвинцев не только не был отодвинут на задний план, а даже раскрылся по-новому. Не мешали его искрометной игре и возраст, по меркам Лобановского, вполне пенсионный, и далеко не лучшая в команде скорость. Да и в полузащите Юрий исполнял именно дирижерскую роль, имея под собой оплот в виде Гусина, Михайленко, Максимова.
После ухода Калитвинцева в Турцию на первый план вышел белорусский плеймейкер Белькевич. Блестяще читающий игру, умеющий предвидеть возможные действия опонентов, Валентин умел отдать своевременный разрезающий пас, что мы не раз видели в матчах Лиги чемпионов. Можно смело сказать, что чуть ли не половиной голов в своем последнем совместном сезоне Ребров и Шевченко обязаны именно Белькевичу. Но когда эти высококлассные форварды оставили Динамо, начался весьма спорный период и в карьере белоруса, и в истории киевского суперклуба.
Поздние годы карьеры Белькевича в Киеве по цифрам очень успешные. И вправду: Валик забивал много голов, как и прежде, отличался шедевральными передачами. Но не было уже на острие атаки Шевченко с Ребровым, поэтому зачастую отменные пасы не заканчивались не только голами, но и внятными ударами. Потому и выходило, что хитроумные замыслы Белькевича некому было реализовывать. К тому же с годами Валентин, и так не бывший спринтером, существенно потерял в скорости. Так и получилось, что игрок экстра-класса не реализовывал свой огромный потенциал, постепенно сковывая игру своих партнеров.
Ведь что такое классическое Динамо? Это скорость и напор, постоянное движение и жесткий прессинг. А вот медленный Белькевич на этом фоне выглядел слишком дорогой ценой за потенциальный отличный пас. Тем более что, как помним, не так много игроков группы атаки готовы были предвидеть и подстроиться под изысканные передачи белоруса.
Киевскому Динамо времен после Лобановского постоянно чего-то не хватает для возврата былого величия. Сначала давали о себе знать не очень адекватные, как для статуса суперклуба, покупки безымянных легионеров. Затем мы никак не могли найти нужную грань между опытом и молодостью, вследствие чего в перспективных у нас все еще ходили Алиев с Милевским, существенно переросшие молодежку, но никак не дотягивавшие до требований Михайличенко или Демьяненко.
При российских тренерах тоже бросались с крайности в крайность. Семин дал определенную тактическую стройность композиции игры Динамо, но при нем не было одной из главных фишек динамовской игры – флангов. Гусев больше отсиживал в лазарете и на скамейке, не было и наметок на изменение ситуации с краями. Газзаев же весь сезон отказывался от экспериментов в атаке, которая отработала отнюдь не на уровень задействованных там имен. Ярмоленко, атакующего с фланга, никак не сравнишь с предшественниками (вспомним того же Косовского). Шевченко и Милевский глубоко опускаются за мячом, вследствие чего теряют много сил и не дают той остроты, которой мы ждем от бомбардиров. В сущности, многочисленная по кадрам атака киевского Динамо в прошлом сезоне больше копалась в средине поля, в поисках мяча уходя с линии огня. Как следствие, уже упомянутые Милевский с Шевченко сравнительно немного били по воротам, отрабатывая за себя и за того парня. Эффективно ли это? Нет. Если помним, первое, что требовал Альберто Дзаккерони от новичка Милана Андрея Шевченко, это работать только в атаке и как можно реже опускаться ниже центра поля…
В этой ситуации приход аргентинского легионера может существенно усилить именно атакующие действия киевлян. Но для этого тренеру придется пойти на большой риск, доверив руль команды в одни руки юному Бертольо. Ведь для энганче важно свободное пространство без привязки к конкретному клочку поля, а в Динамо, пожалуй, со времен Белькевича не было такого игрока. Равно, как и такой должности. Да, в Динамо имени Семина большую роль отыгрывал Алиев, но вряд ли его конек – передачи и связка между игровыми линиями. А вот Бертольо специализируется именно на этом.
Много копий сломано вокруг персоны первого латиноамериканского энганче киевского Динамо. Этот игрок будет требовать куда большего подчинения под себя тактики, чем Алиев или Корреа. Но, вместе с тем, он способен разгрузить Шевченко с Милевским от бремени поиска мяча и взять в свои руки организацию атаки от и до. По силам ли это дебютанту? И, с другой стороны, даст ли тренерский состав ему такую свободу?
Как ни парадоксально, Газзаеву отступать некуда. С такой игрой, как в прошлом сезоне, успехов не видать. Поэтому придется рисковать и доверять Диего. Пока он говорил лишь комплименты, но спарринг с Зенитом – еще не повод для глобальных выводов. Тем более паренек, дебютировавший в Клаусуре-2009, всего за год расположил к себе знающую толк в энганче Аргентину. В Апертуре того же года и Клаусуре-2010 Бертольо существенно добавил, получив и вызов в сборную Аргентины. Да, то было лишь Гаити, но два гола в дебюте не отменишь, поэтому некоторые аргентинские специалисты прогнозировали даже вызов парня на чемпионат мира. С этим не сложилось, но его вклад в успешные результаты Колона не оспоришь (команда финишировала третьей и четвертой в 2009 году). А ведь в Колоне есть еще Пити Лусеро!
Весьма интересно будет смотреть на Динамо в этом сезоне, и особенно – на атаку. Как повлияет на расклад атаки юный энганче? Не окажется ли ему тесно с Шевченко и Милевским, столь часто рыскающими в центре? Что получится с приходом Андре? Не захандрят ли ностальгирующие латиноамериканцы? Не повторится ли судьба бомбардира Динамо-2 Нанни? Ответы на все эти вопросы даст грядущий сезон.
Почему-то принято считать, что Динамо – это, прежде всего, технические обрубки, работоспособные пахари, и киевской футбольной школе чуждо понятие технической комбинационной игры в центре поля. Это далеко не так. Даже не углубляясь в довоенную историю, можем уверенно сказать, что Динамо всегда было одним из оплотов союзной школы диспетчеров и мастеров организации атаки. Ведь Сабо, Биба, Лобановский с Базилевичем были талантливейшими творческими игроками, умеющими многое и не очень-то жаждущими пахать на оборону. Именно поэтому пара будущих великих киевских тренеров была крепко не в фаворе у Маслова, ставившего для игроков команды те задачи отбора и прессинга, которые позже будет ставить и сам Лобановский.
О киевской полузащите можно сказать даже больше – в промежутке 70-80-х годов техничные Веремеев, Буряк, Заваров и иже с ними, пожалуй, максимально приближались к роли того самого латиноамериканского энганче, который теперь впервые пожаловал в Украину.
Еще до последнего возвращения Лобановского в Украину, в средине 90-х, оплотом комбинационной игры динамовцев Киева был Юрий Калитвинцев, сочетаювший в себе те игровые черты, которые, как мне кажется, позволили бы ему считаться своим в Латинской Америке. Достаточно техничный, с отменным пасом, он добавлял игре Динамо ту долю креатива, которая позволяла скоростной команде не теряться в атаке и максимально дорожить мячом. Как видим, после возврата ВВЛ из Азии Калитвинцев не только не был отодвинут на задний план, а даже раскрылся по-новому. Не мешали его искрометной игре и возраст, по меркам Лобановского, вполне пенсионный, и далеко не лучшая в команде скорость. Да и в полузащите Юрий исполнял именно дирижерскую роль, имея под собой оплот в виде Гусина, Михайленко, Максимова.
После ухода Калитвинцева в Турцию на первый план вышел белорусский плеймейкер Белькевич. Блестяще читающий игру, умеющий предвидеть возможные действия опонентов, Валентин умел отдать своевременный разрезающий пас, что мы не раз видели в матчах Лиги чемпионов. Можно смело сказать, что чуть ли не половиной голов в своем последнем совместном сезоне Ребров и Шевченко обязаны именно Белькевичу. Но когда эти высококлассные форварды оставили Динамо, начался весьма спорный период и в карьере белоруса, и в истории киевского суперклуба.
Поздние годы карьеры Белькевича в Киеве по цифрам очень успешные. И вправду: Валик забивал много голов, как и прежде, отличался шедевральными передачами. Но не было уже на острие атаки Шевченко с Ребровым, поэтому зачастую отменные пасы не заканчивались не только голами, но и внятными ударами. Потому и выходило, что хитроумные замыслы Белькевича некому было реализовывать. К тому же с годами Валентин, и так не бывший спринтером, существенно потерял в скорости. Так и получилось, что игрок экстра-класса не реализовывал свой огромный потенциал, постепенно сковывая игру своих партнеров.
Ведь что такое классическое Динамо? Это скорость и напор, постоянное движение и жесткий прессинг. А вот медленный Белькевич на этом фоне выглядел слишком дорогой ценой за потенциальный отличный пас. Тем более что, как помним, не так много игроков группы атаки готовы были предвидеть и подстроиться под изысканные передачи белоруса.
Киевскому Динамо времен после Лобановского постоянно чего-то не хватает для возврата былого величия. Сначала давали о себе знать не очень адекватные, как для статуса суперклуба, покупки безымянных легионеров. Затем мы никак не могли найти нужную грань между опытом и молодостью, вследствие чего в перспективных у нас все еще ходили Алиев с Милевским, существенно переросшие молодежку, но никак не дотягивавшие до требований Михайличенко или Демьяненко.
При российских тренерах тоже бросались с крайности в крайность. Семин дал определенную тактическую стройность композиции игры Динамо, но при нем не было одной из главных фишек динамовской игры – флангов. Гусев больше отсиживал в лазарете и на скамейке, не было и наметок на изменение ситуации с краями. Газзаев же весь сезон отказывался от экспериментов в атаке, которая отработала отнюдь не на уровень задействованных там имен. Ярмоленко, атакующего с фланга, никак не сравнишь с предшественниками (вспомним того же Косовского). Шевченко и Милевский глубоко опускаются за мячом, вследствие чего теряют много сил и не дают той остроты, которой мы ждем от бомбардиров. В сущности, многочисленная по кадрам атака киевского Динамо в прошлом сезоне больше копалась в средине поля, в поисках мяча уходя с линии огня. Как следствие, уже упомянутые Милевский с Шевченко сравнительно немного били по воротам, отрабатывая за себя и за того парня. Эффективно ли это? Нет. Если помним, первое, что требовал Альберто Дзаккерони от новичка Милана Андрея Шевченко, это работать только в атаке и как можно реже опускаться ниже центра поля…
В этой ситуации приход аргентинского легионера может существенно усилить именно атакующие действия киевлян. Но для этого тренеру придется пойти на большой риск, доверив руль команды в одни руки юному Бертольо. Ведь для энганче важно свободное пространство без привязки к конкретному клочку поля, а в Динамо, пожалуй, со времен Белькевича не было такого игрока. Равно, как и такой должности. Да, в Динамо имени Семина большую роль отыгрывал Алиев, но вряд ли его конек – передачи и связка между игровыми линиями. А вот Бертольо специализируется именно на этом.
Много копий сломано вокруг персоны первого латиноамериканского энганче киевского Динамо. Этот игрок будет требовать куда большего подчинения под себя тактики, чем Алиев или Корреа. Но, вместе с тем, он способен разгрузить Шевченко с Милевским от бремени поиска мяча и взять в свои руки организацию атаки от и до. По силам ли это дебютанту? И, с другой стороны, даст ли тренерский состав ему такую свободу?
Как ни парадоксально, Газзаеву отступать некуда. С такой игрой, как в прошлом сезоне, успехов не видать. Поэтому придется рисковать и доверять Диего. Пока он говорил лишь комплименты, но спарринг с Зенитом – еще не повод для глобальных выводов. Тем более паренек, дебютировавший в Клаусуре-2009, всего за год расположил к себе знающую толк в энганче Аргентину. В Апертуре того же года и Клаусуре-2010 Бертольо существенно добавил, получив и вызов в сборную Аргентины. Да, то было лишь Гаити, но два гола в дебюте не отменишь, поэтому некоторые аргентинские специалисты прогнозировали даже вызов парня на чемпионат мира. С этим не сложилось, но его вклад в успешные результаты Колона не оспоришь (команда финишировала третьей и четвертой в 2009 году). А ведь в Колоне есть еще Пити Лусеро!
Весьма интересно будет смотреть на Динамо в этом сезоне, и особенно – на атаку. Как повлияет на расклад атаки юный энганче? Не окажется ли ему тесно с Шевченко и Милевским, столь часто рыскающими в центре? Что получится с приходом Андре? Не захандрят ли ностальгирующие латиноамериканцы? Не повторится ли судьба бомбардира Динамо-2 Нанни? Ответы на все эти вопросы даст грядущий сезон.