Дакар — 2011. Приехали!
Наши на Дакаре
Сколько нервов потерял украинский болельщик на второй неделе Дакара - полнейшая загадка. Наверное, легче посчитать количество песчинок в килограмме муки. Сам Дакар начинался хорошо - экипаж Вадима Нестерчук не без проблем, но все же улучшал свое положение в общем зачете. Это придавало уверенности, но чуть больше успокаивали воспоминания прошлогодней давности - в 2010 году все тоже началось неплохо, но восьмой этап стал последним для нашей команды.
И вот в этом году на восьмом этапе у SIXT-Ukraine опять возникли глобальные проблемы. В начале этапа полетело сцепление, и тут пришлось осознать масштабы потери на первой неделе, когда наш грузовик-техничка сошел с дистанции из-за поломки коробки передач. Для Нестерчука и его штурмана Мещерякова было лишь одно спасение - дождаться технической помощи от команды.
Сначала пришлось подождать, поскольку канал для техничек открывался чуть позже после основного старта, затем пришлось потратить время на ремонт. И тут все обошлось не без проблем. Оказалось, что, кроме сцепления, поломался передний привод. Полностью починить его не удалось и на оставшейся части дистанции постоянно приходилось его "подправлять". Но даже это было не самой большой проблемой.
Из-за 5-часовой потери времени пришлось ехать в ночь. Наверное, лишь пилоты, которые побывали там, могут адекватно рассказать, что это такое. Сам судить не буду, ибо эти слова окажутся ничем, по сравнению с реальными условиями. Если даже днем лучшие пилоты мира допускают ошибки в навигации, то... В общем, было очень сложно.
Ночь прошла, но известий от команды не было. Ни плохих, ни хороших. Хотя, если отсутствовали плохие новости, то было уже хоть в какой-то степени хорошо. Благо, до финиша восьмого этапа Нестерчук таки добрался и практически сразу же стартовал на девятом этапе. После этого проблемы возникали, но с ними удавалось справиться. Да и отношение к ним было несколько инным - разум ведь здорово "закалился". Последняя из них произошла до старта последнего спецучастка, но, к счастью, все обошлось. Вадим Нестерчук с боем прорвался на финишный подиум в Буэнос-Айресе.
Тоже самое сделал и Вадим Притуляк, который в этом году выступал за Украину (при этом тайминг официального дакаровского сайта упорно записывал его в ряды представителей Казахстана). Перед днем отдыха он упал и сломал ребро - приходилось ехать на обезболивающих. К счастью, и он оказался на финише марафона - просто здорово.
Внедорожники. Катарский прорыв
Первые дни Дакара прошли в упорной борьбе Петранселя, Сайнса и Аль-Аттияха. Чуть хуже выступал француз, но его отставание було крошечным - многое могло случится на Дакар. Произошло так, что первым из тройки выпал именно Стефан - он мог надеяться на проблемы у конкурентов, но сам их не сумел избежать.
Причем, получилось довольно странно и поучительно. Петрансель победил на этапе перед днем отдыха и начал жаловаться на то, что теперь ему нужно будет открывать трассу и на этом он скорее потеряет время, чем выиграет. На следующем этапе у него действительно возникли с этим проблемы, но это была еще не катастрофа. На следующем этапе он стартовал пятым - возникнуть проблем не должно было, как он говорил, но именно в этом случае Стефан попал в самые крупные неприятности. Он потерял около часа и все шансы на победу.
Нассер Аль-Аттиях и Карлос Сайнс вели очень упорную борьбу за победу на Дакаре в целом. Именно здесь очень важным был то, кто первым уйдет на старт. Между ними было очень мало времени, но ощущалось, что катарец был в менее выгодном положении.
В этом году Карлос с легкостью штамповал победы на этапах, а ведь в прошлом году он лишь раз оказывался лучшим, но все-равно победил. Это означало то, что Нассеру, когда он стартовал впереди Сайнса, нужно было надеяться на чудо. И он таки произошло.
На восьмом этапе все шло своим чередом - Сайнс догнал Нассера и должен был нарастить свое преимущество в общем зачете. Так бы и случилось, но испанец дважды застрял в песке. Потерял он не очень много - около шести минут, - но это отставание было важно в психологическом плане. Именно после этих ошибок Карлос оказался в роли догоняющего, теперь ему нужно было надеяться на чудо.
Нассер же применил защитную тактику. Как и Сайнс немногим ранее, он понимал, что даже крошечное лидерство является большим преимуществом - он мог терять минимум на этапах, где был первым на трассе, а на следующих этапах компенсировал эти потери. Этим пользовался Сайнс, но однажды ему не повезло.
Следует также учесть, что у Карлоса было меньше времени отыграть отставание и тут надо было идти на риск. Это стало причиной катастрофической ошибки - испанец улетел в яму и фактически подарил победу своему. К тому же, потерял и второе место, поскольку Де Вилльерс, который все это время шел ровно, обскакал его.
Это была неожиданная победа Нассера Аль-Аттияха. Катарец правильно говорил, что последние этапы очень сильно давили на его психику. Еще бы - у тебя 40 минут преимущества и нужно "просто" доехать до финиша. Но Нассер справился с прессингом и мир еще раз узнал о существовании Катара.
Мотоциклы. Мелкие ошибки становятся решающими
Претендентов на победу в мотоциклетном зачете было всего лишь два. Да, Родригез и Лопес Контардо выступили очень хорошо на второй части гонки, но два лидера уехали от них намного раньше - реальных шансов на успех у них не было. Но скучать португальцу и чилийцу не пришлось, поскольку именно эти два пилота повели борьбу за третье место.
"Чалеко" выступил очень хорошо в своей родной Атакаме, Родригез - был успешен на других этапах, но полностью сократить разрыв не удавалось. Перед последним этапом он проигрывал Лопесу Контардо 40 минут - что могло произойти на последнем этапе? Увы, но на 13-й спецучасток оказался несчастливым для "Чалеко" - у него начались проблемы с электроникой. А заканчивал этап он на буксире - раздирающий душу финиш.
Первая неделя оказалась решающей в битве между Марком Комой и Сирилем Депре. Два гениальных гонщика вели класснейшую борьбу - между ними постоянно были крошечные разрывы. Но в первой части гонки француз получил 10-минутный штраф - этот фактор оказался решающим в борьбе за титул.
Да, потом Сириль допустил еще одну ошибку, но она стала следствием проигрыша в генеральной классификации - ему нужно было идти в атаку и, как и Сайнс, допустил ошибку. 18 минут в такой безумно равной борьбе отыграть было очень сложно и до Буэнос-Айреса никаких неожиданностей не произошло. Кома выиграл или Депре проиграл - вот в чем вопрос. Наверное, ответ разный для этих гонщиков. Они оба заслуживали на титул, но кто-то должен был оказаться шустрее.
Грузовики. Российская империя
Соперники армии КамАЗ самоустранились. На первом же этапе сошел Де Рой - уже стало легче, но вскоре чех Алеш Лопрайс вернул интригу в гонку. Он выиграл два этапа подряд, и показалось, что может произойти сенсация. А ведь действительно, Владимира Чагина часто мучили различного рода проблемы, так что если бы так продолжалось, то Лопрайс мог бы выиграть из-за меньшего количества потерянных минут.
Недолго музыка играла - Алеш сошел сам. На одном из этапов у него случилась поломка, он потерял около часа на ее устранение, но потом машина не могла ехать в полную силу. Из-за потери мощности двигателя чех не мог вскарабкиваться на дюны и пропустил множество контрольных точек - дисквалификация.
КамАЗ остались в полном одиночестве - первые четыре места остались за российской командой. Много слагаемых у этого успеха: классные пилоты, отличная команда. Соперники же при проигрыше любят упомянуть, что КамАЗ - единственная настоящая заводская команда. Конечно, в чем-то они правы, но победителей, как говорят, не судят. В этом году российская команда впервые в истории добыла полный подиум. Более того, экипаж Мардеева добавил в копилку команды четвертое место. Ну а соперникам надо работать над тем, чтобы таких разгромов больше не было.