Итоги-2010. Младшие братья Формулы-1
Прежде всего проведем маленькое сравнение этих младших серий. Самое главное различие между ними - деньги. Не секрет, что один сезон в GP2 стоит для гонщика дороже, чем в чемпионате Рено (да-да, и там места покупаются - это неотъемлемая часть автоспорта), но не обязательно где-то слабее. Например, выступление в чемпионате GP2 дает два ключевых преимущества: знакомство с трассами (в Формуле Рено формулических этапов меньше) и выставление на показ своих богатых спонсоров. Именно с GP2 приходят пилоты, у которых прочный денежный запас. В том году это был Петров, а в этом - Перес. Это лишь самые яркие примеры, но сомневаюсь, что в этом есть что-то плохое.
Мировая серия Рено
Начнем, пожалуй, со второй по значимости серии - Формулы Рено или, как более правильно, Мировой серии Рено. В этом году одним из претендентов на титул стал Даниэль Риккьярдо, который уже несколько лет успешно пользуется поддержкой Ред Булл. В 2009 году австралиец стал победителем британского чемпионата Формулы-3 и, конечно же, путь в более серьезную серию был обеспечен. Более того - он стал официальным тест-пилотом команды Ред Булл/Торо Россо.
В принципе, все шансы у Дани были. Машина команды "Tech 1" была одной из лучших в чемпионате (технический регламент был равен для всех, но многое решала сила коллектива) и по этой причине можно было смело ставить на Риккьярдо. Увы для него, но в самой первой гонке у него появился реальный конкурент. Сильнейший дождь в Арагоне позволил выиграть гонку Михаилу Алешину - россиянин ехал по воде аки по суху и не оставил шансов сопернику.
Эта первая победа оказалась очень важной в турнирном плане, поскольку в дальнейшем чемпионат напоминал качели. Одной из самых важных событий стали квалификационные сессии, где на первый план выходили подобранные настройки. Увы, но лидеры чемпионата не часто радовали высокими местами на подиуме. Иногда они были высоко, иногда - разведены по разным концам, а иногда даже вместе стартовали с низов. По этой причине ситуация в чемпионате развивалась не стабильно. Поначалу Михаилу удалось создать некий отрыв, но затем Дани его съедал и все решалось в Каталонии.
Перед второй попыткой в Барселоне у Риккьярдо и Алешина было поровну очков. На первой гонке у Даниэля было явное преимущество - машина вновь была очень быстрой и у россиянина практически не было шансов хотя бы догнать соперника. Ровно то же могло произойти и в финальной гонке сезона, но пошел дождь... Это был шанс для Михаила и он его использовал блестяще - на протяжении нескольких кругов он расшатывал оборону соперника и таки совершил пока самый важный обгон в своей жизни.
Но параллельно в чемпионате происходили не менее интересные вещи. Для начала надо вспомнить выступление Эстебана Геррьери, который добыл сразу шесть побед в чемпионате (Риккьярдо - 4, Алешин - 3). Этот аргентинец должен был становится чемпионом, но этому помешали сразу три не очень приятные вещи. Первое - он пропустил этап в Монако из-за отсутствия финансов. Второй пункт был еще более интересным. Геррьери выступал за команду ISR, за которую также ездил Филип Салагварда - сын директора команды.
В Венгрии в болиде этой команды были выполнены не все требования по безопасности. Механики за ночь могли починить лишь одну машину и не ясно было только одно - кому ее отдать. Смешно, но между Филипом и претендентом на чемпионство выбор был не сделан - команда снялась с этапа в Брно, а Эстебан потерял возможные 30 очков за две победы. И, наконец, третье произошло в Сильверстоуне. Эстебан выиграл первую гонку, но его дисквалифицировали из-за маленького кусочка скотча на машине. Ранее он попал в аварию и крепежи на антикрыле стали негодными - механики решили прикрепить поврежденный участок канцелярским изделием. В этом было усмотрено нарушение и у аргентинца забрали 15 очков. Сейчас стоить напомнить, что он отстал от Алешина всего лишь на 15 очков.
Также следует обратить внимание на перестановках в команде "Tech 1". Место Риккьярдо было неприкасаемым, но вот Брэндон Хартли так и не сумел должным образом влиться в чемпионат. Да, он выиграл одну гонку, но мир Ред Булл довольно жесток. Чуть ранее из Торо Россо был изгнан перспективный Скотт Спид и на его место поставили Феттеля, и вот сейчас прошла менее заметная рокировка. Брэндона заменил новоявленный чемпион британской Формулы-3 Жан-Эрик Вернь и выступил отменно. Из шести гонок он выиграл одну, еще в трех финишировал на подиуме и лишь в первой своей попытке не набирал очки - он тут же стал основным фаворитом на следующий год. Даже если Риккьярдо останется в этом чемпионате, то шансы у него не столь высоки, как в этом году.
GP2
Все-таки, это очень странная серия. Конечно же, тут пилоты соревнуются на более совершенной технике, работают с более подготовленными механиками, но в Формулу-1 отсюда можно попасть не только благодаря результату. Это в полной мере доказал прошлый год, когда в королевский класс попали сразу шесть пилотов. Да-да, был расширен список команд, но разве можно было подумать, что Чандхок попадет в Формулу-1 с 18-го места? В общем, это дело оставим за кадром.
Пастор Мальдонадо завершил предыдущий чемпионат на шестом месте. Случилось так, что Топ-4 пилота ушли в Формулу, а Лука Филиппи, который был пятым, ушел в другую серию (правда, по ходу чемпионата он вернулся, когда пришлось заменить получившего травму Йозефа Краля). Так венесуэлец стал техническим кандидатом на первое место в этом году.
Мальдонадо провел очень хороший чемпионат и шесть выигранных шесть гонок подряд тому подтверждение. Ранее такого результата не мог добиться никто - не это ли признак класса пилота. Да, возможно, его основными соперниками были новички и Пастор во многом благодаря этому добился подобного результата, но плюс все же есть немалый.
Основным соперником венесуэльца стал Серхио Перес. Мексиканец проводил только второй сезон в этой серии, но в этом году продемонстрировал невероятный прогресс. И здесь дело не только в сильной команде Аддакс (это нужно учитывать, но много внимания не стоит уделять), но и в его собственных навыках. Также следует учесть тот факт, что все могло бы закончится по-другому - у Переса возникали технические проблемы, его выбивали с трассы, еще чаще он сам выбивал кого-то с трассы... Все эти проблемы привели к огромным очковым потерям. Совершенно точно можно сказать, что по сути Перес если и проиграл Мальдонадо, то не очень много.
В общем, победитель в чемпионате определен, но лишь по очкам. Не зря Серхио Перес первым из пилотов GP2 подписал контракт с Формулой-1. Можно сказать, что у него намного круче спонсоры, но это не означает, что у Пастора они слабые - как-никак, а в Венесуэле нефть добывать любят и умеют. Впрочем, у него контракт вроде бы есть - переживать нет причин.
Первая двойка явно отличалась от всех остальных. Бьянки, Бёрд и Клос провели хороший средний сезон, но они не смогли даже показаться в борьбе за чемпионство. Удивительно, но перед последним этапом кто-то мог да отобрать второе место у Переса, но это было бы совершенно несправедливо - мексиканец и без того потерял столько очков, что на несколько Феттелей хватит. Но у этой троицы есть следующий год и есть большие шансы на то, что кто-то из них станет чемпионом. В наиболее комфортном положении находятся Бьянки и Бёрд, для которых это был лишь первый сезон в GP2 - Перес до этого провел лишь один год в этой серии, а Мальдонадо - все три.
Отдельно хочется поговорить о безопасности. Это было больной темой в этом сезоне - редкие этапы обходились без травм, а иногда они были очень даже серьезные. Конечно же, абсолютным "победителем" стал полет Йозефа Краля в Валенсии. Удивительно, но этот кульбит чех сделал за четыре часа до того, когда "маневр" повторил Уэббер. Исходы тех аварий совершенно разные - один тут же вылез из машины, а второй пропустил пять этапов в своем чемпионате. К счастью, Йозеф таки вернулся в гонки. Другой неприятный эпизод произошел в Венгрии. На старте Жуля Бьянки задели, и того уже без переднего антикрыла развернуло посреди трассы - к сожалению, француза не смогли объехать и получилось неприятное лобовое столкновение. Жуль не смог покинуть болид сразу и стало тревожно, но большая пауза в чемпионате позволила ему не пропустить ни одного этапа.