Самые успешные номера в истории Формулы-1
Всегда на машинах Формулы-1 присутствовали номера, однако с 2014 года эти номера стали постоянными, а точнее закрепленными за гонщиками. Чемпионат мира насчитывает уже 71 сезон и в нем уже прошло более 1000 гонок.
Система выбора номеров менялась несколько раз - в последний раз в 2014 году - когда гонщики сами выбрали себе номер на всю карьеру, независимо от команды. С 2014 года гонщик имеет право выбрать номер между 2 и 99. Под 1 номером имеет право выступать только чемпион мира предыдущего сезона, что в последний раз делал Себастьян Феттель в том же 2014 году. Номер может быть заново выбран другим пилотом через два сезона, если предыдущий хозяин не вернулся в Ф1, кроме отдельных случаев. Например, номер 17 навечно выведен из обращения и пожизненно закреплен за Жюлем Бьянки.
В связи с этим, возник интересный вопрос: какие цифры на машинах были самыми успешными в истории Формулы-1.
ISPORT приводит топ-6 номеров, которые за всю историю Ф1 смогли добиться 50 или больше побед в Гран-при.
6-е место - №3 - 62 победы
Впервые машина с 3 номером поднялась на вершину подиума Гран-при Формулы-1 в далеком 1961 году, а автором победы был немецкий гонщик Вольфганг фон Трипс. Немец выиграл гонку в Нидерландах, после чего номер 3 редко появлялся на вершине пьедестала почета до середины 1990 годов, поскольку он находился во владении команды Тиррелл.
В 1996 году система выдачи номеров командам изменилась, что означало, что номер 3 был передан лидеру второй лучшей команды чемпионата мира по итогам прошлого сезона. С тех пор этот номер частенько находился на вершине подиума, так как его владельцами становились Жак Вильнев (1997), Михаэль Шумахер (1998-2000), Мика Хаккинен (2001), Дэвид Култхард (2002) и Хуан-Пабло Монтойя (2003-2004).
После этого пришла шестилетняя засуха до тех пор, пока номер 3 не оказался собственностью Льюиса Хэмилтона (2011), Дженсона Баттона (2012), Фернандо Алонсо (2013), Даниэля Риккардо (2014, 2016-2018).
5-е место - №44 - 74 победы
Учитывая успехи Льюиса Хэмилтона, неудивительно, что номер 44 оказался в нашем топе. До 2014 года, когда этот номер был закреплен за Хэмилтоном, машина с №44 лишь однажды стояла на вершине пьедестала, а автором победы был Морис Трентиньян. Француз одержал победу на Гран-при Монако в 1955 году, а что еще более интересно - он сделал это на ярко-красной машине Феррари - главном сопернике Мерседеса.
С 2014 года пришла эра Хэмилтона и доминирующего Мерседеса - вместе с номером 44 они одержали 74 победы. Это число, скорее всего, еще поднимется по топу по итогам предстоящего сезона Ф1, но вот насколько - вопрос времени. Пока Льюис не продлил контракт с "серебряными стрелами", так что ждем новостей, а там уж посмотрим, куда Хэмилтон приведет свой 44 номер.
4-е место - №6 - 75 побед
Номер 6 добился успехов с Нико Росбергом, а также командой Уильямс. Фактически, между 1978 и 2003 годами только один раз гонщик с номером 6 поднимался на вершину подиума, но при этом не был гонщиком команды Уильямс. Это был Рикардо Патрезе, который выиграл Гран-при Южной Африки в 1983 году на машине Брэбэма. Между тем, цифра 6 принесла успехи в гонках для Кеке Росберга, Нельсона Пике, того же Патрезе, который перебрался в Уильямс в 1988 году, а также Дэвида Култхарда, Жака Вильнева и Монтойю.
Кими Райкконен одержал свои первые победы в Ф1 именно с шестым номером, который затем в 2007 году привел его к единственному чемпионскому титулу. Также с этим номером победы на свой счет записали Джанкарло Физикелла и Фелипе Масса, а затем и Марк Уэббер в 2010 году.
С 2014 года шестой номер был собственностью Нико Росберга, который выбрал его в честь своего отца Кеке. Немец успешно представлял шестой номер на машине Мерседеса и добавил на его счет 20 побед. В конце сезона 2016 года Росберг, ставший чемпионом мира, покинул Ф1 и на этом победная история номер 6 пока подошла к концу. На данный момент шестерку на своей машине Уильямс использует канадец Николас Латифи, который дебютировал в прошлом году.
3-е место - №2 - 83 победы
Второй номер на машинах Ф1 - один из самых успешных и прежде всего это было связано с правилами чемпионата мира, когда первые два номера отдавались лучшей команде пелотона. Таким образом, машина с номером 2 - это был идентичный чемпионский болид, который был у напарника чемпиона. Все это принесло 83 победы в гонках.
Номер 2 будет особенным, потому что именно с ним был выигран первый в истории Гран-при Формулы-1, а ее автором стал Джузеппе Фарина на машине Альфа Ромео в 1950 году. Номер 2 достался Алену Просту, который в 1985, 1989 и 1993 годах выиграл 16 гонок и стал единственным пилотом, кто смог выиграть чемпионский титул с цифрой 2 на своей машине. В 1985-м году он был напарником Ники Лауды, в 1989 году - Айртона Сенны, а в 1993 году француз заменил Найджела Мэнселла в Уильямсе, что не дало ему возможности взять себе номер 1.
Култхард, Рубенс Баррикелло и Масса добавили еще несколько побед с номером 2 на своих машинах, как и Хэмилтон, который был напарником Алонсо в 2007 году, а затем Баттона в 2010 году. Последняя виктория с номером 2 на машине принадлежит Уэбберу, который в сезоне 2012 года выиграл две гонки - в Монако и Великобритании - в составе Ред Булла.
2-е место - №5 - 144 победы
Одним из самых успешных номеров сейчас занимает Себастьян Феттель. Номер 5 был очень успешным, так как у него была насыщенная история обменов между командами. По тогдашней системе распределения номеров "пятерка" частенько доставалась одной из команд, которая претендовала не только на победы, но и на титул. Наверное один из самых успешных периодов принадлежит Мэнселлу, который одержал 27 побед, прежде чем стал чемпионом мира 1992 года.
Затем номер отправился в Бенеттон на 1993 год, после чего в 1994 году Михаэль Шумахер завоевал чемпионский титул. После этого обладателем номера стала Уильямс, за рулем машины которой выступал Дэймон Хилл, взявший титул в 1996 году. После номер доставался третьей команде чемпионата мира, а это означало прибавление побед от Шумахера, его брата Ральфа, Култхарда, Массы и Алонсо.
В 2010 году впервые с этим номером победу одержал Феттель, который и взял себе его на постоянной основе с 2014 года. С тех пор немец перешедший в Феррари в 2015 году, добавил к номеру еще 14 побед.
1-е место - №1 - 181 победа
Неудивительно, что номеру 1 досталось больше всех побед, так как действующие чемпионы почти всегда оставались фаворитами на следующий сезон в попытке защитить свою корону. Однако были времена, когда действующие чемпионы не имели на своих машинах "единичку", как например сейчас - Хэмилтон выступает под своим постоянным 44 номером.
С "единичкой" выступали такие пилоты, как Джонни Парсонс, сэр Стирлинг Мосс, Джимми Брайан, Питер Коллинз, Педро Родригес и Ронни Петерсон - все они ставили машину с номером 1 на вершину подиума, но при этом не были в статусе чемпиона мира. Однако в течение 40 лет действующему чемпиону приходилось выступать под первым номером и за счет этого победная история "единички" продолжалась. Семь чемпионских титулов Шумахера означали, что он как минимум семь лет выступал под первым номером. На счету великого немца 52 победы за этот срок, в то время как Феттель одержал 29 побед за три года.
Интересные факты о номерах...
- До ввода постоянных номеров в 2014 году рекордсменом по выступлениям с одним и тем же номером является французский пилот Жак Лаффит, который провел 132 гонки под №26.
- Для любителей заговоров отмечаем, что машины с номером 2 сходили с дистанции значительно чаще первых номеров у их напарников. Машина с первым номером не добиралась до финиша в 163 случаях, а со вторым - 221.
- Номер 0 также присутствовал на машинах Ф1 и вместе с ним побеждал единственный гонщик - это Дэймон Хилл в сезонах 1993 и 1994 годов.
- Единственный трехзначный номер с победой был любезно предоставлен Альберто Аскари на Гран-при Испании 1952 года. Тогда он использовал номер 101.