Шейх Мансур, Ред Булл и американцы в АПЛ: пять самых известных спортивных империй
Спорт давно перестал быть просто красивым зрелищем. Увлечение, раньше приносящее многим исключительно моральное удовольствие, превратилось в бизнес. Все чаще клубы используют слова, относящиеся больше к экономике, нежели к классическому пониманию спорта. "Бренд", "доход", "влияние", "маркетинг" и еще несколько десятков других бизнес-терминов уже закрепились в системе ценностей большинства команд.
Плохо это или хорошо – решать не нам. Нужно лишь принять тот факт, что в приоритете руководителей клубов – получение дохода, а не счастье болельщиков. При этом нужно отметить, что далеко не все функционеры способны организовать работу клубной структуры так, чтобы получать доход. Пример тому – Малага.
В начале 2010-х испанский клуб приобрел катарский шейх Абдулла. Финансовые вливания помогли "анчоусам" подняться в Ла Лигу и даже сыграть в Лиге чемпионов. Но сказка быстро кончилась. Абдулла-то клуб купил, но как им управлять – другой вопрос. В итоге шейх инвестировал в Малагу миллиарды, но ничего не получил взамен.
Так вот, некоторые бизнесмены или управленцы не могут справиться даже с одной командой. Другие же создают целые спортивные конгломераты, приносящие миллиарды долларов дохода. И сегодня мы расскажем именно о тех компаниях, которые смогли извлечь из спорта огромный доход.
Ред Булл
Австрийский производитель энергетиков уже давно ассоциируется со спортом. Все началось еще в 1990-х, когда "Красные быки" начали спонсировать экстремальные спортивные соревнования. Но владельцу бренда Дитриху Матешицу этого оказалось мало. Он хотел быть не просто спонсором, а участником.
И такой шанс предоставился Матешицу в 2004-м году, когда он купил команду Формулы-1 "Ягуар". Американский автопроизводитель "Форд", которому принадлежал "Ягуар", согласился продать "конюшню" всего за один доллар. Решение было связано с тем, что "Форд" утратил интерес к Формуле-1, поскольку не получал никакой прибыли от гонок.
В этот момент на сцене появился Матешиц. Австрийская компания выкупила весь "Ягуар" за один доллар. Но "копеечной" эту сделку не назовешь - Ред Булл обязался инвестировать в команду 400 миллионов евро в течение следующих трех сезонов. Спустя год концерн приобрел еще одну команду Ф-1. На этот раз "жертвой" Ред Булла стала команда "Минарди" (сейчас – "Торо Россо").
Первые годы Матешица в Формуле-1 нельзя назвать успешными. Однако уже в 2009-м все изменилось. Пилотом команды Ред Булл стал молодой немец Себастьян Феттель, который в своем дебютном сезоне занял второе место в общем зачете. А уже через год "красные быки" впервые в своей истории праздновали победу в Формуле-1. Феттель побеждал в "королевских гонках" на протяжении четырех сезонов, с 2010-го по 2013-й год. Это позволило Ред Буллу увеличить узнаваемость бренда и заработать несколько сотен миллионов долларов.
Параллельно успешному гоночному проекту конгломерат начал развивать и футбольное направление. Выбор пал на родную Австрию. Матешиц приобрел местную Аустрию из Зальцбурга и сразу переименовал ее в Ред Булл. Подобные действия вызвали негодование части болельщиков клуба. Дошло даже до того, что фанаты создали альтернативную команду. Но на развитии нового Зальцбурга это практически никак не сказалось – клуб выстроил прекрасную структуру и быстро превратился в гранд австрийского футбола.
На этом Матешиц решил не останавливаться. В 2009-м "красные быки" переключились на соседнюю Германию. Функционер надеялся расширить свою империю и купить клуб, выступающий в Бундеслиге. Но здесь австрийский производитель энергетиков столкнулся с новыми проблемами. Во-первых, болельщики Бундеслиги были против появления в немецком футболе "денежного мешка". Во-вторых, конгломерат не мог разместить свой бренд в названии клуба, поскольку по правилам лиги это запрещено.
Но Ред Булл все же своего добился. Да, Матешицу пришлось отказался от идеи взять Бундеслигу штурмом – ни один из клубов высшей лиги не хотел переходить под управление концерна. Поэтому выбор австрийцев пал на скромный Лейпциг, который тогда выступал в пятом по силе дивизионе Германии. Проблема с названием также была решена – новую команду переименовали в "RasenBallsport" (в переводе - "игра в мяч на траве"). Это позволило Матешицу немного обойти правила, сохранив при этом аббревиатуру бренда (RB).
Сейчас в империю Дитриха Матешица входят: две команды Формулы-1 и еще несколько других гоночных структур, пять футбольных и два хоккейных клуба, а также несколько киберспортивных организаций.
Секрет успеха спортивных проектов Ред Булла? Все просто: личная заинтересованность Матешица и мощная медийная и финансовая поддержка австрийского бренда. Дитрих – отличный маркетолог, который умеет продавать и создавать значимый продукт с нуля. Как видим, бизнес-знания помогли ему организовать одну из самых узнаваемых и популярных спортивных структур.
Семья Глейзер
Глейзеры начали свое вторжение в мир спорта в конце 90-х годов. В 1997-м глава семейства, Малькольм Глейзер, приобрел контрольный пакет акций американской команды Тампа-Бэй Бакканирс, выступающий в НФЛ (американский футбол). Сумма сделки составила 192 миллиона долларов.
Благодаря финансовым вливаниями Глейзеров клуб смог пережить финансовый кризис и стать одной из самых популярных команд НФЛ начала нулевых. В 2003-м году Бакканирс завоевали Супербоул, обыграв в финале крепкий Окленд Рэйдерс. А в 2007-м команда из Тампы выиграла НФЛ. К сожалению, на этом успехи Бакканирс закончились.
Европейским болельщикам Глейзеры знакомы по Манчестер Юнайтед, владельцами которого они стали в 2005-м году. В то время клуб, несмотря на все успехи на поле, испытывал огромные финансовые проблемы. Американская семья воспользовалась положением дел и приобрела контрольный пакет акций манкунианцев за 800 млн долларов.
Фанаты МЮ приняли эту новость в штыки. Они считали, что американские владельцы не смогут исправить финансовую ситуацию и лишь навредят клубу. Как показало время, болельщики ошибались.
Да, к методам Глейзеров и сейчас есть вопросы. Но при этом американское семейство спасло "красных дьяволов" от банкротства и увеличило популярность бренда клуба во всем мире.
Fenway Sports Group
Можно с уверенностью сказать, что если бы не Fenway Sports, сейчас в Ливерпуле не было бы ни Клоппа, ни ван Дейка с Салахом. А возможно, не было и самого Ливерпуля. Все дело в том, что в начале 2010-х клубу грозило банкротство. Тогдашние владельцы "красных" Хикс и Джиллет не справлялись со своими обязанностями и накопили долгов на несколько сотен миллионов фунтов. Все изменил случай.
Болельщик Ливерпуля Джо Янушевски, работавший в бейсбольном клубе Бостон Ред Сокс, написал письмо владельцу американской команды Джону Генри. Он просил Генри присмотреться к мерсисайдцам и купить акции "красных".
Изначально Генри скептически относился к перспективе стать владельцем европейского футбольного клуба. Но, посоветовашись со своим ближайшим окружением, функционер изменил свое мнение. Он увидел в покупке клуба такого уровня огромные финансовые и репутационные возможности.
И спустя всего два месяца Джон Генри таки стал владельцем Ливерпуля, заплатив за часть акций команды около 350 миллионов долларов.
Американские инвесторы поставили перед собой три цели: 1) увеличение дохода от продаж билетов за счет расширения стадиона; 2) грамотный подход к трансферам и отказ от "ненужных" переходов; 3) подписание нового, более выгодного для клуба контракта на телетрансляции. Как мы видим, клубу удалось выполнить все три задачи.
Благодаря финансовым вливаниям и умению Генри вести бизнес Ливерпуль стал одной из самых сильных футбольных команд мира.
Приглашение Юргена Клоппа, умение заключать выгодные контракты, огромный маркетинговый опыт – все это помогло "красным" оказаться там, где они находятся сейчас.
Стэн Кронке
Кронке – еще один представитель американского бизнеса. Строительство его спортивной империи началось 20 лет назад - в 2000-м году. Тогда предприниматель отдал 400 миллионов долларов за контрольный пакет акций клуба НХЛ Колорадо Эвеланш и команды НБА Денвер Наггетс.
На этом функционер останавливаться не стал и спустя четыре года приобрел команду МЛС Колорадо Рэйпидс и денверскую команда по лакроссу под названием "Мамонты".
В 2011-м году фамилия Кронке начала мелькать в футбольных новостях Англии. Изначально СМИ говорили о "неизвестном инвесторе", желающем приобрести часть акций лондонского Арсенала. Позже в информации таблоидов появилось больше конкретики. Стало известно, что в приобретении акций "канониров" заинтересован "американский миллиардер Кронке".
Можно сказать, что предпринимателю удалось взять АПЛ штурмом. Он решил, что не будет довольствоваться статусом миноритарного акционера и выкупил сразу 62% акций Арсенала.
Сейчас к Кронке, как к владельцу "канониров", фанаты относятся по-разному. С одной стороны, его нежелание покупать дорогих игроков привело к тому, что клуб позабыл о Лиге чемпионов. С другой стороны, такая "экономность" помогает команде соблюдать необходимый финансовый баланс.
Как бы то ни было, нет смысла спорить, что Кронке - отличный бизнесмен, разбирающийся в общемировых тенденциях. Он одним из первых понял, что на спорте можно зарабатывать огромные деньги.
City Football Group
Наверное, многие слышали историю о том, что в начале нулевых у Манчестер Сити не было денег даже на то, чтобы установить дверь в туалете. Но, к счастью для "фанатов" горожан, те времена давно прошли. Теперь Сити – один из самых популярных футбольных клубов в мире.
Подобные изменения произошли благодаря нынешнему владельцу команды – шейху Мансуру из правящей семьи Абу-Даби (ОАЭ).
Он приобрел Ман Сити в 2008-м году, и изначально в успех проекта не верили даже самые преданные фанаты "горожан". Связано это с тем, что до Мансура владельцем Сити был Таксин Чанаватр – бывший премьер-министр Таиланда. И ничего хорошего это не принесло.
Чанаватр полностью развалил клубную структуру и набрал ненужных кредитов. Поэтому неудивительно, что к появлению денег из Эмиратов болельщики относились скептически.
С тех пор прошло уже больше 10 лет, и можно сказать, что Мансуру удалось уничтожить этот скептицизм. Под умелым руководством арабских функционеров команда выиграла четыре трофея АПЛ и два Кубка Англии, став "клубом №1" в Манчестере.
Мансуру настолько понравилось управлять Сити, что в 2014-м году он основал целый футбольный конгломерат - City Football Group. Сейчас в состав компании входят: Манчестер Сити, Нью-Йорк Сити (США), Мельбурн Сити (Австралия), Йокогама (Япония), Монтевидео (Уругвай), Жирона (Испания), Сичуань (Китай), Мумбаи Сити (Индия) и Ломмель (Бельгия).
City Football Group уже давно перестал быть "игрушкой" арабских шейхов. Организация находится на полном самообеспечении и приносит в среднем 400-500 миллионов евро дохода в год.
Александр Швец, iSport.ua