Взлет Грайпеля, тактический провал Movistar и другие итоги Тур де Франс

2015 г., 31 июля, 09:47
Фрум выиграл Тур де Франс на Ла Пьер-Сен-Мартен, но не в Нидерландах
 
Взгляд в прошлое - замечательная штука. Когда итоговое преимущество лидера Team Sky над Наиро Кинтаной установилось на отметке в 1:12, большинство экспертов выразило мнение, что победу на Тур де Франс Крис обеспечил себе еще на втором этапе, в ходе которого колумбиец проиграл без малого полторы минуты, выпав из основной группы и не справившись с ветрами.
 
Сухие цифры эту версию только подтверждают, но трехнедельная велогонка не подлежит одной лишь математической оценке. На Тур де Франс ничего и никогда не происходит в вакууме - зачастую на количество выигранных или проигранных секунд влияют не погода или усталость, а психологическое состояние спортсмена. Контекст отыгрывает невероятно важную роль.
 
Что бы ни говорил впоследствии Кинтана, он наверняка был доволен тем, что завершил первую неделю Тура на девятом месте генеральной классификации с двухминутным отставанием от обладателя желтой майки. Учитывая количество горных этапов в столь любимых колумбийцем Альпах и Пиренеях, а также отсутствие продолжительной (и вообще какой бы то ни было) гонки с раздельным стартом, Наиро совершенно закономерно рассматривался в качестве главного конкурента Фрума, и был готов дать британцу настоящее сражение, перипетии которого золотыми буквами украсили бы историю престижной многодневки.
 
Впрочем, уже самый первый горный этап Тур де Франс иллюзии колумбийца и его болельщиков разрушил. Вместо того, чтобы начать отыгрываться, Кинтана не смог достойно ответить на подготовленную атаку Фрума, и, даже будучи единственным гонщиком в пелотоне, отважившимся погнаться за британцем на склонах Ла Пьер-Сен-Мартен, все равно проиграл ему более минуты чистого времени, и несколько секунд бонификации. Более того, на подступах к финишу Наиро обошел еще и грегари Криса Ричи Порт.

 
В результате, после первого же соревновательного дня в Пиренеях Кинтана хоть и поднялся на третье место в генеральной классификации, но уступал Фруму 3:09, но получил мощнейший удар по самолюбию. Нельзя сказать, что южноамериканец или его партнеры по Movistar были плохи, но конкуренты испанской команды внезапно оказались представителями иной планеты.
 
Эффект оказался разрушительным. На Плато-де-Бей Кинтана атаковал потому, что был обязан, а не исходя из собственного физического состояния или готовности. В Альпах Наиро всякий раз сомневался в собственных силах вместо того, чтобы умчаться вперед, пусть Фрум понемногу и стал сдавать. К тому моменту, когда Наиро по-настоящему рискнул - а случилось это только за две с половиной горы до Парижа, - его шансы на победу уже давно превратились в гипотетические.
 
В свою очередь, SKY провела гонку строго в соответствии с собственным планом. На первой неделе товарищи всячески оберегали Фрума от любого рода неприятностей, а затем британцы провели гениальный с точки зрения тактики этап с финишем на Ла Пьер-Сен-Мартен. После этого Крису уже не нужно было ничего предпринимать и проявлять инициативу - он ехал от защиты и сохранил желтую майку на своих плечах.
 
Фрум защищал репутацию, но никого не убедил
 
В заключительные три дня Тур де Франс вроде бы и стал напоминать захватывающую гонку, но защита Фрумом и его товарищами по Team Sky желтой майки от посягательств Наиро Кинтаны осталась в тени разговоров о чистоте самого Криса.
 
Менеджер британской команды Дэйв Брэйлсфорд неоднократно давал понять, что он просто не в состоянии убедить мир велоспорта в том, что Фрум не принимает запрещенные препараты и не пользуется незаконными методиками при подготовке к гонкам. Подозрения экспертов и критиков те же, что и в 2013-м - резкий взлет Криса как супермногодневщика, его нетипичный для большинства горняков "сидячий" стиль восхождения в горы и многочисленные допинговые скандалы, связанные с былыми победителями Тур де Франс, включая Альберто Контадора и Лэнса Армстронга. Другое дело, что все последние годы руководству Team Sky задаются одни и те же вопросы, на которые Брэйлсфорд не хочет отвечать со всей серьезностью.

 
Кое-кому показалось, что специальная пресс-конференция, в ходе которой Брэйлсфорд обнародовал часть физиологических показателей Фрума на том самом десятом этапе, который и стал определяющим в гонке, должна в некоторой степени наладить отношения между представителями команды и прессой. Тем не менее, сами цифры, ставшие достоянием общественности, никого ни в чем не убедили. Даром, что, по слухам, мощность педалирования голландца Роберта Гесинка на отдельных этапах превышала показатели Криса (5,93 ватта на килограмм веса гонщика против 5,78).
 
Проблемы Sky на самом деле возникают из не совсем справедливого отношения британцев к журналистам. Они активно сотрудничают со своими изданиями и организовывают атаки на чужие СМИ при первой же возможности. После того, как будущего победителя гонки облили мочой по ходу 14-го этапа, на его сторону были готовы стать чуть ли не все, но Крис снова решил сделать из себя жертву нападок со стороны прессы и обвинил в инициденте французов во главе с Лораном Жалабером. Не стоит сомневаться, что те, затаив обиду, и в следующем году открыто обвинят Фрума в употреблении допинга - причем независимо от результатов британца на дорогах. Ведь там, где нужно завоевывать симпатии, он чаще устраивает конфликты.
 
Ван Гардерен разочаровал, но подарил надежду
 
На бумаге Тур де Франс-2015 сложился для лидера BMC Racing Team Тиджея ван Гардерена ровно так же, как и предыдущая французская многодневка - все шансы попасть на подиум американец растерял в начале третьей недели, провалив этап, следовавший за вторым днем отдыха. Впрочем, обстоятельства неудачи на сей раз были совершенно иными, и у Тиджея, сколь бы он ни был разочарован, все же есть повод с уверенностью смотреть в будущее.
 
В 2014-м ван Гардерен в силу собственной слабости всего за один этап проиграл конкурентам в борьбе за победу в генеральной классификации четыре минуты, а на сей раз американца сразили проблемы со здоровьем - он поймал кризис на старте 17-го этапа, и команда была вынуждена снять своего лидера с гонки, когда его отставание от основной группы стало совсем уж велико. К тому моменту Тиджей занимал вторую строчку в общем зачете, и, хоть на желтую майку реально не претендовал, но проявив терпение - лучшее качество предыдущего лидера BMC Кэдела Эванса, - вполне мог бы подняться на подиум в Париже.

 
Реальной возможности проявить себя в Альпах ван Гардерен, увы, не получил, но кое-что ему все-таки удалось: уверенные выступления американца в первые две недели заставили говорить о том, что "большая четверка" супермногодневщиков превратилась в "большую пятерку", и на каждом следующем гранд-туре нас ждет все больше интриги и захватывающей борьбы за победу. Поэтому накануне следующего Тура, который, очевидно, не будет столь узкоспециализированным и горняцким, Тиджей должен излучать оптимизм и нацеливаться на самые высокие места.
 
Movistar заплатил за ошибки на стартовых этапах
 
Повторимся - Кинтана проиграл Тур де Франс не в Нидерландах. Но и он, и его команда в целом обязаны были знать, что каждая секунда, проигранная на первой неделе, впоследствии будет иметь определяющее значение, но это не помогло испанцам избежать серьезных ошибок. Наиро и Алехандро Вальверде сумели не проиграть много в гонке с раздельным стартом, но ситуация предельно ухудшилась уже на втором этапе, которого все генеральщики опасались изначально, ведь маршрут его был проложен по берегу Северного моря к искусственному острову Неелтье Янс.
 
Ветер, особенно суровый в здешних краях, решил продемонстрировать свою силу, и главными его жертвами стали гонщики Movistar, отставшие от основной группы за 50 километров до финиша этапа. Фрум был достаточно быстр, и удержался в пелотоне, темп в котором задавала Etixx-Quickstep, а Кинтана проиграл победителю спринта Андре Грайпелю почти полторы минуты.

 
По окончании этапа представители испанской команды всем своим видом демонстрировали, что ничего страшного не произошло, а проигрыш во времени получился не столь глобальным, как в Movistar опасались изначально. Но когда в итоговом протоколе Тура Фрума и Кинтану разделили всего 1:12, испанцы вполне могли и пересмотреть свое отношение к случившемуся в Нидерландах.
 
Не менее странными выглядят 11 секунд, проигранные Кинтаной на Мюр-де-Уи - особенно если учесть, что в командной разделке Movistar уступил Team Sky несчастные три секунды. В совокупности все эти локальные неудачи привели к тому, что на первый день отдыха Фрум ушел уже в качестве обладателя желтой майки лидера генеральной классификации, а капитаны испанской команды проигрывали ему около двух минут. Да, на двух заключительных горных этапах Наиро формально отыграл почти все, что отдал сопернику на первой неделе, но его задача была бы значительно проще, не провали он дебют.
 
Нибали вернулся, но все равно разочаровал
 
Винченцо Нибали две недели Тура был не похож сам на себя – итальянца здорово подстегнули слова генерального менеджера Астаны Александра Винокурова, усомнившегося в капитанском статусе Нибали. В Альпах Акула отчасти спас свою гонку, взяв красивый горный этап с финишем на Ла Туссюр, а также поднявшись на четвертое место в генеральном зачете.
 
Перед Туром сицилиец благодаря своей доминирующей производительности в 2014 году входил в четверку главных фаворитов. Спустя 12 месяцев Нибали стал хлипкой тенью той Акулы, которая бесцеремонно пожирала всех своих соперников и взяла сразу четыре горных этапа.

 
Проблемы Нибали начались задолго до судьбоносных этапов. И в этом плане есть вопросы к Астане – интернациональный контингент оруженосцев капитана не был един и предан общему делу. Уже на старте гонки команда не сумела уберечь Нибали от попадания в эшелон, что стоило Винченцо потери полутора минут. Фульсанг в горах нечасто оказывался рядом с капитаном, а усилий Скарпони были недостаточно, чтобы сопротивляться практически неуязвимой Sky и дуэту лидеров Мовистара.
 
Не исключено, что в следующем году Нибали пойдет по пути Контадора – сначала Джиро д'Италия, а затем Тур де Франс. Согласитесь, все же лучше завершать сезон с победой на Джиро и условным 4-5 местом на Туре, чем только с неубедительной попыткой отстоять свой прошлогодний титул.
 
Саган покорил сердца, но не этапы
 
Словацкий универсал провел уникальный Тур де Франс – из 21 отрезка Большой петли Саган 10 раз финишировал в топ-5, пять раз остановившись в шаге от победы на этапе. Пожалуй, именно Саган чаще остальных попадал в объектив фотокамер – гонщик Tinkoff – Saxo вдоволь накатался в отрывах, собирая жизненно важные для себя очки на промежуточных спринтах.
 
Когда Саган в 2012 году взял Тур штурмом, многие думали, что это начала многолетнего доминирования. Петер по-прежнему остается заметной фигурой на Большой петле – четыре подряд зеленых майки говорят о стабильности Сагана, его универсализме и нацеленности на спринтерский зачет.

 
Если за поражения от Андре Грайпеля пожурить Сагана будет неприлично, то неудачи словака в борьбе с Грегом Ван Аверматом (13-й этап) и Рубеном Плазой (16-й этап) объяснить сложно. Кажется, Саган слишком увлекся поездкам за десятком-другим очков в спринтерскую номинацию, потеряв победный инстинкт.
 
Лет через 40 Сагану будет сложно объяснить своим внукам, почему у него при четырех зеленых майках всего четыре победных этапа на Тур де Франс. Пока у талантливого словака еще есть шанс улучшить свою статистику. Частью истории самой престижной многодневки он в любом случае уже стал.
 
Грайпель утвердился в статусе лучшего спринтера пелотона
 
В 2011 году на Туре доминировал Марк Кэвендиш, в 2013 и 2014 годах в спринтерских разборках ощутимое преимущество имел Марсель Киттель. Тур-2015 стал местом триумфа Андре Грайпеля – немец ошибся лишь раз, позволив Кэвендишу опередить себя на седьмом этапе. Остальные четыре классических равнинных отрезка остались за гонщиком Lotto Soudal.
 
Хотя на бумаге у Грайпеля была бешенная конкуренция (Кэвендиш, Саган, Кристофф, Дегенкольб, Мэттьюз и другие), благодаря грамотной работе команды, а также идеальному выбору момента атаки Горилла собрал солидный урожай на Большой петле, доведя общее количество побед на Туре до десяти.

 
Конечно, Тур де Франс многое потерял от отсутствия Марселя Киттеля – дуэль двух немецких гренадеров в финишном створе могла бы стать украшением трехнедельного марафона. Кэвендиш был не так резв, как в былые годы, а многообещающее появление на Туре Кристоффа обернулось для норвежца тотальным провалом.
 
Вряд ли Грайпель слишком сожалеет о проигранной борьбе за зеленую майку – четыре этапа, в том числе и парижский триумф на Елисейских полях, стали хорошим ответом Петеру Сагану.
 
Контадор не смог замахнуться на "золотой дубль"
 
Всего три раза в карьере Альберто Контадор проехал две многодневки за один сезон – в 2008 году комбинация Джиро+Вуэльта сработала блестяще и сделала Эль Пистолеро победителем всех гранд-туров, а спустя три года испанец выиграл Джиро и стал пятым на Туре (позже эти результаты были аннулированы из-за допингового скандала).
 
2015-й год подарил поклонникам велоспорта новую смелую попытку от Контадора, мечтавшего стать первым с 1998 года победителем связки Джиро+Тур. Несмотря на превосходную командную работу, Астане не удалось нарушить победные планы испанца на Джиро, однако во Франции Контадор ожидаемо был бледной тенью самого себя, его фирменные танцующие атаки ни разу серьезно не потрясли конкурентов. С Контадором считались, но уже на первом пиренейском этапе стало понятно, что его форма далека от оптимальной. Альберто не сдался в Альпах – его попытки подняться в генерале были основаны на сердце, но никак не на физическом состоянии.

 
Семикратный победитель трехнедельных гонок уже озвучил свои планы на следующий год – основной целью сезона Контадор взял Тур де Франс, который не покорялся ему с 2009 года. Свежий Эль Пистолеро способен пошуметь на дорогах Франции – возможно, в последний раз.
 
Более нестандартного маршрута Тур де Франс еще не видел
 
Директор гонки Кристиан Прюдомм и технический директор Тьерри Гувену с бокалом шампанского смело могут отпраздновать завершение еще одного успешного Тур де Франс. Возможно, трехнедельному марафону по живописной Франции не хватало интриги в борьбе за желтую майку, но не винить же организаторов в доминировании Кристофера Фрума и его гвардии.
 
В этом году маршрут Большой петли не давал генеральщикам ни одного дня отдыха – первая неделя в генеральном зачете имела не меньшее значение, через альпийские этапы на финише гонки. Весьма интенсивная первая неделя отразилась на Пиренеях – пелотон устал и практически целую неделю отдал на откуп отрывам. В Альпах градус борьбы снова накалился, но к тому моменту лишь самые отчаянные оптимисты верили в возобновление интриги в генеральном зачете. Это было интересно, однако Тур де Франс-2015 вряд ли войдет в историю, как особенная гонка.

 
Инновации потрясли Тур, сделали его более непредсказуемым – огромный технический и организационный караван подпитывал гонку дополнительной информацией (текущая скорость гонщиков, графические схемы подъемов и другие данные) и позволял зрителям ни на секунду не терять нить происходящего.
 
Что же готовит Прюдомм в 2016-м году? Пока мы знаем лишь то, что гонка стартует в Нормандии от замка Мон-Сен-Мишель до пляжа Юта-Бич. Раскрыть карты организаторы Большой петли обещают 20 октября на презентации маршрута в Париже.
 
Французы были неубедительны на домашней гонке
 
Вот уже 30 лет с момента победы на Большой петле Бернара Ино французский велоспорт безуспешно пытается довезти желтую майку до Парижа – в этом году надежды местных болельщиков были как никогда высоки, но на выходе все ограничилось отдельными вспышками с нулевыми шансами побороться даже за подиум Тура.
 
Жан-Кристоф Перо и Тибо Пино год назад в генеральном зачете пропустили вперед только Винченцо Нибали – если на Перо в силу его возраста уже не ставили, то от Пино ждали отчаянной борьбы с четверкой грандов. На деле же капитан FDJ потерял все шансы на повторение прошлогоднего успеха уже после четвертого этапа с брусчаткой.

 
Инициативу в генерале перехватил Уоррен Баргиль, а в Альпах к нему присоединились Ромен Барде и Пьер Роллан. Баргиля на решающие этапы не хватило, а Барде и Роллан в горах выглядели практически на равных с доминаторами гонки. В перспективности нового поколения французских генеральщиков сомневаться не приходится, но Пино и компании предстоит научиться читать гонку, избегать временных потерь на ровном месте и находить оптимальное время для своих атак.
 
Два француза в топ-10 генерального зачета, три победы на этапах (Виллермо, Барде и Пино) – урожай неплохой, заставляющий верить французов в скорую победу на домашнем гранд-туре.

По материалам Cyclingnews.com, использованы фотоматериалы Getty Images

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK