Палки в колеса украинских велолюбителей
Решение Гуманитарной рады при Президенте Украины об обеспечении велосипедными дорожками уже существующих и строящихся автомобильных дорог (октябрь 2010 года) никто выполнять не торопится. Почему в нашей стране игнорируются директивы, подписанные Президентом страны? Попробуем разобраться.
Долгое время в Украине было не до велосипедистов. Других проблем в стране хватало. Но осенью прошлого года последовал, казалось, мощный толчок к развитию велосипедной инфраструктуры украинских городов. 13 октября 2010 г. увидело свет Решение Гуманитарной Рады при Президенте Украины, в котором, помимо прочего, говорилось следующее:
"Совету министров АР Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям совместно с органами местного самоуправления: осуществить комплекс работ по обеспечению существующих и учету в процессе строительства новых автомобильных дорог и магистралей дорожек для проезда велосипедистов с возможностью использования их инвалидами на колясках".
Сказано - сделано? В том же месяце Киев рапортовал о создании первой велодорожки – 5-километрового отрезка (с разметкой и знаками) на реконструированной дороге по улице Здолбуновской. Премьер-министр Украины Николай Азаров по этому поводу сказал: "Впервые в Киеве появилась велосипедная дорожка. Это важное и нужное дело. Нужно разгружать город Киев от автомобилей и пересаживаться на велосипеды. Поэтому мы развиваем это направление".
При этом члены Ассоциации велосипедистов Киева с горечью заявляют, что велодорожка, которую открыл премьер-министр Украины, малопригодна для проезда на велосипеде. Кроме того, что дорожка местами проходит через паркинги и посередине тротуаров, в некоторых местах на нее даже нет заездов. Дорожка внезапно исчезает на одной стороне улицы, появляясь на противоположной. Так бывает, когда дорожки строятся не в рамках комплексного проекта, а как единичный объект "для галочки".
Проходит время, но существенных шагов в направлении обустройства велосипедной инфраструктуры украинских городов не предпринимается. Создается впечатление, что об октябрьском решении Гуманитарной Рады просто забыли. А между тем, еще за год до подписания данного документа, по инициативе руководства корпорации ИСД, в Спортивном клубе ИСД была разработана концепция социально-экологического проекта, который назвали "ВелоКраина". Авторы концепции в 2008-2009 годах проанализировали опыт европейских стран (Нидерландов, Швеции, Германии, Франции, Польши и др.) по строительству велодорожек, сооружению велопарковок и, в целом, развитию социальной велосипедной инфраструктуры. Этот анализ и лег в основу "ВелоКраины".
16 сентября 2009 г. концепция была направлена во все органы государственной власти. Также последовал доклад на конференции Федерации велосипедного спорта Украины. Ответ властей можно суммировать следующим образом: благодарим за заботу о развитии физкультуры и спорта, ваше предложение интересно, такие проекты должны существовать и в будущем проект может быть включен в государственную программу. Но - "К сожалению, в условиях нынешних кризисных явлений в экономике Украины, принятие новых программ, которые требуют дополнительного финансирования из государственного бюджета, противоречит постановлению Кабинета Министров Украины от 26.11.2008 №1036 "Некоторые вопросы организации бюджетного процесса". По окончании действия Государственной программы развития физической культуры и спорта на 2007-2011 годы… будет разрабатываться проект новой программы на последующие годы, в котором будут учтены ваши предложения," - сказано в письме в адрес Спортивного клуба ИСД из Министерства Украины в делах семьи, молодежи и спорта за подписью заместителя Министра Ростислава Драпушко, датированном 27.10. 2009.
Казалось бы, решение Гуманитарной Рады осенью 2010-го могло стать толчком к тому, чтобы, наконец, засучить рукава и взяться за работу – благо, опыт изучен и систематизирован, финансовая составляющая также просчитана, готовый проект ждет реализации. Но… новые письма руководства Спортивного клуба ИСД, адресованные Президенту Украины и начальнику Управления по вопросам физической культуры и спорта Донецкой областной государственной администрации, в которых выражалась готовность применить имеющийся опыт и разработки к практической реализации совместно с органами государственной власти, остались без ответа. Получается, что власти к этой "готовности" оказались не готовы.
"По поводу "ВелоКраины" нового ничего не происходит, - недоумевает президент Спортивного клуба ИСД Виталий Ковальчук. - Мы громко стучали во многие двери. Еще в начале года мы получили ответ от чиновников из состава тогдашнего Министерства по делам семьи, молодежи и спорта. Они почти на страницу нам расписали, насколько узко мы смотрим, насколько слабо мы знаем программу развития спорта в нашей стране. И что когда закончится ныне действующая программа до 2011 года, вот тогда, возможно, они обратят внимание на наш проект и им займутся... Мы продолжаем стучаться в различные двери, и не устанем это делать. Ведь, без сомнений, данный проект, который должен лечь в основу соответствующей государственной программы, необходим нашей стране по многим аспектам. Для его реализации необходимо развитие и использование всех возможностей велосипедного движения как массового вида спорта, культуры и активного досуга на основе положительного опыта европейских стран. Что же касается исполнения решения Гуманитарной Рады, то мне горько и странно осознавать, что чиновники самого высокого ранга попросту игнорируют указания Президента Украины".
29 июня 2011 года Кабинет министров Украины издал постановление об утверждении Государственной целевой социальной программы развития в Украине спортивной и туристической инфраструктуры в 2011-2022 годах. Программа практически вся направлена на создание условий получения Украиной права принять Зимних Олимпийских игр 2022 года. Тут уж не до велосипедов…
СПРАВКА
Европейский опыт
В Германии условия для велосипедистов - одни из самых лучших в Европе. Велодорожки являются неотъемлемой частью дорожной сети, а велосипедисты - равноправными участниками дорожного движения. Общая длина велодорожек превышает 70 тыс. км. Немцы не останавливаются на достигнутом: городская администрация Берлина, где велосипедисты составляют 13% от всех участников дорожно-транспортного движения, выделила 10 млн. евро на развитие городской велоинфраструктуры. В целом, по последним данным Немецкого клуба велосипедистов ADFC, более 2 млн. немцев ездят на работу на велосипедах. А на 82 млн. жителей страны приходится 69 млн. велосипедов.
Жители Швейцарии в 2010 году купили больше велосипедов, чем машин: в стране продали 351 тысячу новых велосипедов и лишь 294 тысячи новых автомобилей. С 2011 по 2020 год власти Цюриха планируют тратить ежегодно около 2 млн. франков на программу по дальнейшему внедрению велосипедов на дорогах.
В Нидерландах больше велосипедов, чем жителей: 18 млн. на 16 млн. граждан, 10 лет назад эти цифры составляли 11 и 14 млн. Несмотря на рост числа личных автомобилей, велосипед отнюдь не теряет популярности – в среднем каждый житель страны проезжает на нем 900 км в год.
Страны Прибалтики также предпринимают меры по развитию велосипедной инфраструктуры своих городов. Взялась за дело и Беларусь. Россия пока "тормозит": чиновники больших городов не верят в эффективность велосипедов как вида городского транспорта и кивают на то, что в условиях суровых российских зим поддержание велодорожек в надлежащем состоянии не представляется возможным. Но они будто не замечают опыт соседней Финляндии, где в одной только столице существует более 1300 километров велосипедных дорожек, а на 560 тысяч горожан (без жителей пригородов) приходится 400 тысяч велосипедов и всего 200 тысяч автомобилей. Для того, чтобы решить транспортную проблему в Хельсинки, 30 лет назад был создан специальный велосипедный департамент при администрации города. И сегодня в финской столице велосипед заменяет и личный автомобиль, и общественный транспорт. Всего в Финляндии 4 830 километров велосипедных дорог.