Эксклюзив. Бен Эйнсли: 17 лет зависимости от побед
Когда в 2008 году Бен Эйнсли вернулся из Пекина с третьей золотой медалью и вскоре стал у руля британской команды Team Origin в Кубке Америки, многие его соперники в олимпийском классе облегченно вздохнули. Они полагали, что 13-летняя гегемония Эйнсли сначала в Лейзере, потом в Финне наконец закончилась. Но, вероятно, слишком сильным оказалось желание Бена выступить еще и на "домашних" Олимпийских играх в Лондоне.
Поэтому после двухгодичного перерыва он снова сел в Финн, выступил на этапах Кубка Мира в Мельбурне, Майями, Пальма-де-Майорке и во французском Йере. Великолепно провел две последних регаты. В предпоследний апрельский день, когда вся Англия восторженно наблюдала за свадьбой принца Вильяма, Бен Эйнсли в который раз прославил честь британского парусного флота, триумфально закончив соревнования в Йере и снова напомнил всем, что вернулся побеждать.
Сейчас ему 34. Но он утверждает, что продолжает совершенствоваться в каждой новой гонке. Как и в середине 90-х, когда пожертвовал учебой в университете, посвятив это неповторимое время подготовке к своим первым Олимпийским играм в Атланте. В 19 лет он стал самым молодым британским яхтсменом, выигравшим медаль на Олимпийских Играх. Потом трижды стал олимпийским чемпионом: в Сиднее, Афинах, Пекине. За 10 лет был в составе трех команд, участвовавших в Кубке Америки: One World, Team New Zeland, Team Origin.
В британском обществе нечасто встретишь человека без высшего образования, который был бы настолько успешным, интеллигентным, утонченным и дипломатичным, как Бен Эйнсли. Поэтому он всегда в эпицентре внимания - прессы, фанов яхтинга и особенно соперников. После очередного гоночного дня на регате в Йере легендарный бразильский гонщик Роберт Шайдт, пришел в офис глянуть на свои результаты в Звездном, и потом с неподдельным интересом изучал все приходы Эйнсли в Финне.
С Беном у них было 5 лет острейшей конкуренции, кульминацией которой стала последняя гонка на Олимпийский играх в Сиднее. Чтобы выиграть золото британцу нужно было не просто обойти Шайдта, а заставить его финишировать не выше двадцать первого места. Бен сначала «отбил» Шайдта от остального флота, потом установил полнейшую диктатуру, накрывая каждый его маневр и доводя бразильца до отчаянного бешенства. На финише Шайдту не хватило все лишь одного места, чтобы выйти из воды победителем… А виновника этого, Бена Эйнсли, после гонки в буквальном смысле слова вынесли на руках вместе с лодкой.
"Даже когда я стану старым и седым, сидя откинувшись в кресле, это соперничество я буду вспоминать, как свой наибольший вызов", — так, спустя 9 лет, Эйнсли написал в своей книге.
Сейчас у него снова много соперников. Но в Йере, преимущество перед медальной гонкой над ближайшим преследователем составляло 27 очков. После такого успешного возвращение на олимпийскую дистанцию мало кто сомневается в том, что дорога к Лондону-2012 для него открыта.
- На самом деле впереди еще достаточно долгий отборочный путь. Соревнования здесь в Йере стали четвертым этапом Кубка Мира в этом сезоне, после Мельбурна, Майями, Пальмы. Но впереди еще очень много стартов. Я стараюсь каждый раз улучшать свою физическую форму, потому что от меня этого требует сильная конкуренция. Конечно же, победить здесь во Франции было очень важно. Но расслабляться ни в коем случае нельзя.
- Сейчас у Великобритании очень сильная команда в парусном спорте. Это все результат успешного выступления на Олимпийских играх в Афинах и Пекине?
- Если оглянуться назад, можно сказать, что британский олимпийский спорт получил очень хорошее финансирование, начиная с 1996 года. И парусный спорт, конечно же, очень выиграл от этого. У нас появилась сильная команда гонщиков, хороших тренеров, значительно вырос уровень менеджмента. Сейчас у нас достаточно хорошая система подготовки молодых яхтсменов, позволяющая развиваться талантливым гонщикам. В каждом олимпийском цикле должно быть много сильных гонщиков, для того чтобы была острая конкуренция в каждом классе и наша система помогает наращивать результаты, хотя, всегда есть что совершенствовать, а это не всегда просто. Нам очень повезло, что сейчас у нас такая система подготовки.
- В результате у тебя сейчас много соперников даже внутри страны, таких как чемпион мира Эд Райт, Джил Скотт. Хотя ты по-прежнему недосягаем. Есть ли у тебя свои секреты успеха, которые ты точно никому не откроешь, до тех пор, пока гоняешься с ними в одном классе?
- Вместе со мной тренируются и выступают много хороших британских финнистов, и именно ощущение того, что есть кто-то моложе тебя, кто уже наступает на пятки, заставляет меня еще усердней тренироваться, совершенствоваться во всем: фитнес, лодка, "вооружение" и даже экипировка. В парусном спорте очень многое приходит с опытом, и каждая проведенная регата дает тебе что-то новое. Именно то, что ты держишь в голове. К тому же, я всегда стараюсь искать пути усовершенствования своих выступлений.
- В 2007 году, когда ты вернулся после Кубка Америки в Валенсии и начал борьбу за право выступить на Олимпийских играх в Пекине, далеко не все были в восторге от этого, особенно твои соперники по британской сборной. Не чувствуешь чего-то похожего сейчас?
- В любом олимпийском классе возвращаться всегда тяжело. Особенно когда тебя там не было два года. Нужно невероятно упорно работать, чтобы вернуться на тот уровень, который был у меня на Олимпийских играх в Пекине. Впереди еще есть время для подготовки и чем больше соперников в Англии, тем интересней предолимпийский путь. Сейчас, наверное, пять наших финнистов входят в мировую топ-десятку. Невероятно, если подумать, что они все из одной страны.
- Ваша "финновская" пятерка выглядит очень сплоченной. После каждого гоночного дня, зачехлив лодки, вы все вместе садитесь со своим тренером за круглый стол, занимаясь "разбором полетов". Такая доверительная атмосфера — заслуга вашего наставника?
- Отношения с тренером всегда должны быть хорошими. Это же касается и отношений с другими гонщиками. Потому что мы вместе проводим очень много времени на соревнованиях. Мы учимся друг у друга. Хотя, бывает, конечно же, можем портить друг другу нервы. С моим нынешним тренером Девидом Хаулеттом мы работаем вместе уже 12 лет. Мы называем его Сид, в честь бас-гитариста Sex Pistols. Представьте себе, пока Девид служил в армии, он не слышал ни одной их песни. А потом, став тренером стал расспрашивать об этой, понравившейся ему группе, Питера Виппа, с которым он тогда работал. Так он получил свое прозвище. Но ему бы подошло и другое, он — известный кузнец медалей. Подготовил Яна Пирси, олимпийского чемпиона в Финне в Сиднее. Девид — прекрасный человек, с огромнейшим опытом. И мы все признательны ему, за его огромный вклад в нашу подготовку.
- Твоя жизнь кажется безупречной. Победа за победой, слава, любовь всей Великобритании, целый шлейф спонсоров и профессиональных парусных предложений. Кажется, проблемы — это то, с чем ты очень редко сталкиваешься.
- (Смеется) Ну, на самом деле в моей жизни много проблем, и мне самому приходиться решать все. Хотя я действительно очень счастлив, имея все те возможности, которые дал мне парусный спорт. Это огромный мир, который не ограничивается только Олимпийскими Играми или чемпионатами мира, это еще кругосветные гонки, Кубок Америки и много других соревнований.
- Кстати, именно подготовка к Кубку Америки, вместе с Team Origin, стала для тебя одним из больших жизненных разочарований, и вернула тебя на олимпийскую дистанцию. Почему сэр Кит Миллс, владелец синдиката, решил выйти из игры и закрыл проект?
- Об этом очень больно вспоминать и осознавать, что для Теам Origin уже все закончилось. Team Origin стала первой за многие годы британской командой в этих соревнованиях, я был назначен шкипером. Мы два года жили мечтой, у нас была молодая, но очень сплоченная и амбициозная команда, достаточно хорошие результаты в отборочных этапах. Но те, условия, которые в конце 2010 года принял нынешний владелец Кубка BMW ORACLE RACING, а именно — проведение 34-го Кубка Америки на 72-х футовых катамаранах — не оставляло нам никаких шансов на победу. Постройка новой лодки требовала бы огромных затрат в кратчайшие сроки. Поэтому нам пришлось смириться с этим огромным разочарованием.
- Но может в этом снова есть какой-то знак судьбы, ведь Олимпийские Игры-2012 в Лондоне — это то, о чем ты мечтал, еще с того дня когда Лондон выиграл право провести Игры. А совмещать эти два направления было бы очень тяжело?
- Да, возможно и так. Кто знает...
- Каким ты видишь свое будущее после Олимпийский Игр в Лондоне?
- Не знаю. Я не могу так далеко заглянуть... Конечно же, Кубок Америки остается моей главной целью, возможно я смогу продолжить идти к ней, но уже с какой-то другой командой. Кроме того, еще одна непокоренная вершина для меня — это Volvo Ocean Race. В 1973-1974 годах в этой первой кругосветной гонке, которая тогда еще называлась Whitbread, выступал мой отец. И мне бы тоже хотелось оставить свой след в этих грандиозных соревнованиях.
- Ты всегда подчеркиваешь роль родителей в своем успехе. И твоя карьера началась с их рождественского подарка, маленького деревянного Оптимиста. Ты хранишь его до сих пор?
- Даже не представляю где он сейчас. Много лет назад я продал его своему другу в местном яхт-клубе еще, когда жил в Корнуолле. Очень надеюсь, что его не разрубили на дрова для камина. Возможно, на нем все еще кто-то ходит. После того деревянного оптимиста у меня было еще 4-5 таких лодок, только уже углепластиковых.
- А сколько лодок ты сменил за всю свою карьеру?
- Где-то около двадцати.
- После Лейзера и Финна не подумываешь пересесть в другой класс?
- Да, мне давно хотелось попробовать свои силы в Звездном, но я не знаю какое решение через месяц примет Международный Олимпийский комитет, и какие классы будут участвовать в олимпийском цикле 2012-2016. Но Звездный — после Финна — для меня наиболее вероятный путь продолжения карьеры, потому как уже достаточно тяжело соперничать с молодыми парнями. Ведь Финн требует очень хорошей физической подготовки. Мне кажется, что 35 лет — возможный предел. В начале года, когда я вернулся в Финн, у меня были определенные проблемы со спиной и ногами, но сейчас физическая форма уже намного лучше. Когда гоняешься на килевых яхтах, все совсем иначе. Я стоял за рулем, а всю работу исполняли другие члены экипажа. Я думаю, что мое тело просто разленилось за этот период. Но я большую часть зимы провел на воде, на сборах на Пальма-де-Майорке, и это помогло мне восстановить свой уровень.
- Какой следующий пункт назначения на твоей предолимпийской дороге?
- Веймут, место, где через год будет проходить олимпийская регата. Это очень интересная акватория, хотя и достаточно сложная, с "кручеными" ветрами. Для нас соревнования в Веймуте — проверка сил, шансов. В британской команде немало претендентов на медали, но мы должны быть уверенны, что этот потенциал воплотится в результат.
Эйнсли снова идет к своей цели, не оглядываясь назад. Вкус успеха он познал очень рано, и поэтому отказываться от этого чувства ему еще преждевременно.
Поэтому после двухгодичного перерыва он снова сел в Финн, выступил на этапах Кубка Мира в Мельбурне, Майями, Пальма-де-Майорке и во французском Йере. Великолепно провел две последних регаты. В предпоследний апрельский день, когда вся Англия восторженно наблюдала за свадьбой принца Вильяма, Бен Эйнсли в который раз прославил честь британского парусного флота, триумфально закончив соревнования в Йере и снова напомнил всем, что вернулся побеждать.
Сейчас ему 34. Но он утверждает, что продолжает совершенствоваться в каждой новой гонке. Как и в середине 90-х, когда пожертвовал учебой в университете, посвятив это неповторимое время подготовке к своим первым Олимпийским играм в Атланте. В 19 лет он стал самым молодым британским яхтсменом, выигравшим медаль на Олимпийских Играх. Потом трижды стал олимпийским чемпионом: в Сиднее, Афинах, Пекине. За 10 лет был в составе трех команд, участвовавших в Кубке Америки: One World, Team New Zeland, Team Origin.
В британском обществе нечасто встретишь человека без высшего образования, который был бы настолько успешным, интеллигентным, утонченным и дипломатичным, как Бен Эйнсли. Поэтому он всегда в эпицентре внимания - прессы, фанов яхтинга и особенно соперников. После очередного гоночного дня на регате в Йере легендарный бразильский гонщик Роберт Шайдт, пришел в офис глянуть на свои результаты в Звездном, и потом с неподдельным интересом изучал все приходы Эйнсли в Финне.
С Беном у них было 5 лет острейшей конкуренции, кульминацией которой стала последняя гонка на Олимпийский играх в Сиднее. Чтобы выиграть золото британцу нужно было не просто обойти Шайдта, а заставить его финишировать не выше двадцать первого места. Бен сначала «отбил» Шайдта от остального флота, потом установил полнейшую диктатуру, накрывая каждый его маневр и доводя бразильца до отчаянного бешенства. На финише Шайдту не хватило все лишь одного места, чтобы выйти из воды победителем… А виновника этого, Бена Эйнсли, после гонки в буквальном смысле слова вынесли на руках вместе с лодкой.
"Даже когда я стану старым и седым, сидя откинувшись в кресле, это соперничество я буду вспоминать, как свой наибольший вызов", — так, спустя 9 лет, Эйнсли написал в своей книге.
Сейчас у него снова много соперников. Но в Йере, преимущество перед медальной гонкой над ближайшим преследователем составляло 27 очков. После такого успешного возвращение на олимпийскую дистанцию мало кто сомневается в том, что дорога к Лондону-2012 для него открыта.
- На самом деле впереди еще достаточно долгий отборочный путь. Соревнования здесь в Йере стали четвертым этапом Кубка Мира в этом сезоне, после Мельбурна, Майями, Пальмы. Но впереди еще очень много стартов. Я стараюсь каждый раз улучшать свою физическую форму, потому что от меня этого требует сильная конкуренция. Конечно же, победить здесь во Франции было очень важно. Но расслабляться ни в коем случае нельзя.
- Сейчас у Великобритании очень сильная команда в парусном спорте. Это все результат успешного выступления на Олимпийских играх в Афинах и Пекине?
- Если оглянуться назад, можно сказать, что британский олимпийский спорт получил очень хорошее финансирование, начиная с 1996 года. И парусный спорт, конечно же, очень выиграл от этого. У нас появилась сильная команда гонщиков, хороших тренеров, значительно вырос уровень менеджмента. Сейчас у нас достаточно хорошая система подготовки молодых яхтсменов, позволяющая развиваться талантливым гонщикам. В каждом олимпийском цикле должно быть много сильных гонщиков, для того чтобы была острая конкуренция в каждом классе и наша система помогает наращивать результаты, хотя, всегда есть что совершенствовать, а это не всегда просто. Нам очень повезло, что сейчас у нас такая система подготовки.
- В результате у тебя сейчас много соперников даже внутри страны, таких как чемпион мира Эд Райт, Джил Скотт. Хотя ты по-прежнему недосягаем. Есть ли у тебя свои секреты успеха, которые ты точно никому не откроешь, до тех пор, пока гоняешься с ними в одном классе?
- Вместе со мной тренируются и выступают много хороших британских финнистов, и именно ощущение того, что есть кто-то моложе тебя, кто уже наступает на пятки, заставляет меня еще усердней тренироваться, совершенствоваться во всем: фитнес, лодка, "вооружение" и даже экипировка. В парусном спорте очень многое приходит с опытом, и каждая проведенная регата дает тебе что-то новое. Именно то, что ты держишь в голове. К тому же, я всегда стараюсь искать пути усовершенствования своих выступлений.
- В 2007 году, когда ты вернулся после Кубка Америки в Валенсии и начал борьбу за право выступить на Олимпийских играх в Пекине, далеко не все были в восторге от этого, особенно твои соперники по британской сборной. Не чувствуешь чего-то похожего сейчас?
- В любом олимпийском классе возвращаться всегда тяжело. Особенно когда тебя там не было два года. Нужно невероятно упорно работать, чтобы вернуться на тот уровень, который был у меня на Олимпийских играх в Пекине. Впереди еще есть время для подготовки и чем больше соперников в Англии, тем интересней предолимпийский путь. Сейчас, наверное, пять наших финнистов входят в мировую топ-десятку. Невероятно, если подумать, что они все из одной страны.
- Ваша "финновская" пятерка выглядит очень сплоченной. После каждого гоночного дня, зачехлив лодки, вы все вместе садитесь со своим тренером за круглый стол, занимаясь "разбором полетов". Такая доверительная атмосфера — заслуга вашего наставника?
- Отношения с тренером всегда должны быть хорошими. Это же касается и отношений с другими гонщиками. Потому что мы вместе проводим очень много времени на соревнованиях. Мы учимся друг у друга. Хотя, бывает, конечно же, можем портить друг другу нервы. С моим нынешним тренером Девидом Хаулеттом мы работаем вместе уже 12 лет. Мы называем его Сид, в честь бас-гитариста Sex Pistols. Представьте себе, пока Девид служил в армии, он не слышал ни одной их песни. А потом, став тренером стал расспрашивать об этой, понравившейся ему группе, Питера Виппа, с которым он тогда работал. Так он получил свое прозвище. Но ему бы подошло и другое, он — известный кузнец медалей. Подготовил Яна Пирси, олимпийского чемпиона в Финне в Сиднее. Девид — прекрасный человек, с огромнейшим опытом. И мы все признательны ему, за его огромный вклад в нашу подготовку.
- Твоя жизнь кажется безупречной. Победа за победой, слава, любовь всей Великобритании, целый шлейф спонсоров и профессиональных парусных предложений. Кажется, проблемы — это то, с чем ты очень редко сталкиваешься.
- (Смеется) Ну, на самом деле в моей жизни много проблем, и мне самому приходиться решать все. Хотя я действительно очень счастлив, имея все те возможности, которые дал мне парусный спорт. Это огромный мир, который не ограничивается только Олимпийскими Играми или чемпионатами мира, это еще кругосветные гонки, Кубок Америки и много других соревнований.
- Кстати, именно подготовка к Кубку Америки, вместе с Team Origin, стала для тебя одним из больших жизненных разочарований, и вернула тебя на олимпийскую дистанцию. Почему сэр Кит Миллс, владелец синдиката, решил выйти из игры и закрыл проект?
- Об этом очень больно вспоминать и осознавать, что для Теам Origin уже все закончилось. Team Origin стала первой за многие годы британской командой в этих соревнованиях, я был назначен шкипером. Мы два года жили мечтой, у нас была молодая, но очень сплоченная и амбициозная команда, достаточно хорошие результаты в отборочных этапах. Но те, условия, которые в конце 2010 года принял нынешний владелец Кубка BMW ORACLE RACING, а именно — проведение 34-го Кубка Америки на 72-х футовых катамаранах — не оставляло нам никаких шансов на победу. Постройка новой лодки требовала бы огромных затрат в кратчайшие сроки. Поэтому нам пришлось смириться с этим огромным разочарованием.
- Но может в этом снова есть какой-то знак судьбы, ведь Олимпийские Игры-2012 в Лондоне — это то, о чем ты мечтал, еще с того дня когда Лондон выиграл право провести Игры. А совмещать эти два направления было бы очень тяжело?
- Да, возможно и так. Кто знает...
- Каким ты видишь свое будущее после Олимпийский Игр в Лондоне?
- Не знаю. Я не могу так далеко заглянуть... Конечно же, Кубок Америки остается моей главной целью, возможно я смогу продолжить идти к ней, но уже с какой-то другой командой. Кроме того, еще одна непокоренная вершина для меня — это Volvo Ocean Race. В 1973-1974 годах в этой первой кругосветной гонке, которая тогда еще называлась Whitbread, выступал мой отец. И мне бы тоже хотелось оставить свой след в этих грандиозных соревнованиях.
- Ты всегда подчеркиваешь роль родителей в своем успехе. И твоя карьера началась с их рождественского подарка, маленького деревянного Оптимиста. Ты хранишь его до сих пор?
- Даже не представляю где он сейчас. Много лет назад я продал его своему другу в местном яхт-клубе еще, когда жил в Корнуолле. Очень надеюсь, что его не разрубили на дрова для камина. Возможно, на нем все еще кто-то ходит. После того деревянного оптимиста у меня было еще 4-5 таких лодок, только уже углепластиковых.
- А сколько лодок ты сменил за всю свою карьеру?
- Где-то около двадцати.
- После Лейзера и Финна не подумываешь пересесть в другой класс?
- Да, мне давно хотелось попробовать свои силы в Звездном, но я не знаю какое решение через месяц примет Международный Олимпийский комитет, и какие классы будут участвовать в олимпийском цикле 2012-2016. Но Звездный — после Финна — для меня наиболее вероятный путь продолжения карьеры, потому как уже достаточно тяжело соперничать с молодыми парнями. Ведь Финн требует очень хорошей физической подготовки. Мне кажется, что 35 лет — возможный предел. В начале года, когда я вернулся в Финн, у меня были определенные проблемы со спиной и ногами, но сейчас физическая форма уже намного лучше. Когда гоняешься на килевых яхтах, все совсем иначе. Я стоял за рулем, а всю работу исполняли другие члены экипажа. Я думаю, что мое тело просто разленилось за этот период. Но я большую часть зимы провел на воде, на сборах на Пальма-де-Майорке, и это помогло мне восстановить свой уровень.
- Какой следующий пункт назначения на твоей предолимпийской дороге?
- Веймут, место, где через год будет проходить олимпийская регата. Это очень интересная акватория, хотя и достаточно сложная, с "кручеными" ветрами. Для нас соревнования в Веймуте — проверка сил, шансов. В британской команде немало претендентов на медали, но мы должны быть уверенны, что этот потенциал воплотится в результат.
Эйнсли снова идет к своей цели, не оглядываясь назад. Вкус успеха он познал очень рано, и поэтому отказываться от этого чувства ему еще преждевременно.